Почему в 2018 году после пластики умерло столько пациентов и как не стать следующей жертвой?
Череда трагических происшествий в столичных клиниках пластической хирургии, о которых много говорили весной и летом 2018 года, заставляет серьезно понервничать и самих врачей, и их пациентов, ожидающих операции в ближайшее время.
Что именно произошло? Кто виноват? Какие будут последствия и, главное, как застраховаться от подобных осложнений и не оказаться очередной жертвой? Чтобы ответить на эти вопросы, TecRussia.ru рассказывает все, что стало нам известно от специалистов, непосредственно участвующих в расследовании этой ситуации:
↑ Что именно случилось и кто пострадал?
- Первые сообщения о проблемах поступили в апреле 2018 года – в клинике «Медланж» после операций у разных хирургов сразу 6 пациенток столкнулись с осложнениями, 3 из них умерли.
- В том же месяце 1 женщина скончалась в клинике «Триумф Палас».
- Имело место еще несколько аналогичных случаев в других медучреждениях, не получивших столь широкой огласки.
- В конце июня похожая по ряду признаков ситуация возникла в Травматологическом отделении Центральной клинической больницы №1 ОАО «РЖД», где пострадало 5 пациентов (к счастью, все живы, но попали в реанимацию).
Таким образом, речь идет о большом количестве разных хирургов и клиник. Операции тоже проводились разные, в т.ч. и не пластические. Почему медицинские эксперты моментально объединили все эти трагедии в одну общую серию? Из-за одинаковой и абсолютно нетипичной клинической картины происходившего с пациентами. В каждом из случаев события развивались по такой схеме:
- Хирургическое вмешательство проводится успешно, начинается плановый восстановительный период.
- Спустя 6-10 часов появляется первый тревожный симптом – снижение количества тромбоцитов в крови, в результате чего страдают мелкие сосуды внутренних органов.
- На 2-3-й день состояние пациента ухудшается: вначале отказывают почки и печень, а далее возникает т.н. полиорганная недостаточность, в результате которой отключается сразу несколько жизненно-важных систем организма. Даже при условии оказания квалифицированной медицинской помощи это может привести (и в нескольких случаях, к сожалению, привело) к смерти.
↑ Почему виновного не нашли и сразу не призвали к ответу?
Первая и самая растиражированная версия произошедшего – ошибка пластического хирурга. Именно ее усиленно продвигали журналисты федеральных СМИ в погоне за очередной сенсацией. Однако, на уровне следствия этот вариант всерьез не рассматривался:
- В каждом из случаев работали разные, никак не связанные между собой врачи, анестезиологи и операционные бригады. Вероятность того, что все они за короткий отрезок времени ошибутся одним и тем же образом стремится к нулю.
- Даже при некорректно проведенной эстетической операции те проблемы, с которыми столкнулись жертвы в рассматриваемых ситуациях, возникнуть не могут. И если после некоторых видов пластики действительно бывают сильные кровотечения, тромбоэмболия и другие тяжелые осложнения, то создать условия для развития полиорганной недостаточности путем подтяжки кожи или установки грудных имплантов абсолютно невозможно.
Отсутствие ясности порождало и другие столь же фантастические версии – например, о том, что в столице действует медсестра-маньяк, целенаправленно убивающая своих пациентов. Выдвигались также предположения, что дело в плохой оснащенности клиник и отсутствии квалифицированного персонала, знающего как себя вести в сложных ситуациях. Однако, алгоритм действий врачей во всех случаях был одинаковым и абсолютно правильным:
- При первых же признаках осложнений пациентов (живых и в полном сознании) в кратчайшее время переправляли в реанимационные отделения крупнейших столичных медцентров – институт Склифосовского, Боткинская больница, 52-я ГКБ.
- Их оснащение куда лучше, чем у большинства клиник пластической хирургии, но даже здесь, с использованием самого современного диагностического оборудования, никому из поступивших не смогли своевременно поставить точный диагноз. Клиническая картина походила на сепсис, однако в дальнейшем это предположение не подтвердилось.
- Именно поэтому реанимационные мероприятия, которые проводились ведущими специалистами лучших городских больниц, не принесли желаемого эффекта, и часть пациентов спасти не удалось. Выжили те, кто был моложе по возрасту и кому изначально проводилась менее сложная и продолжительная пластика.
Таким образом, факт наличия или отсутствия реанимационного отделения непосредственно в клиниках, где проводились роковые операции, определяющего значения не имел.
↑ Как проходила «охота на ведьм»
Несмотря на сложную и во многом противоречивую картину случившегося, основной удар в первые дни после трагедий в «Медланже» приняли на себя именно оперировавшие пластические хирурги. Они подверглись настоящему преследованию со стороны журналистов: для начала все 6 случаев назвали «смертями» и приписали их одному единственному оперировавшему врачу.
Чуть подразобравшись, представители прессы начали преследовать уже всех шестерых: участники этой истории рассказали нам о круглосуточном сопровождении, попытках ворваться в клинику во время планового приема, попытках проникнуть домой в вечернее время и прочих крайне нелицеприятных действиях. Это сопровождалось соответствующими публикациями с искажением фактов и откровенными фантазиями (чего стоит один сюжет про то, что пациентам ставили якобы «бывшие в употреблении импланты, которые хранились в холодильнике с едой»!)
↑ Кто виноват на самом деле?
Между тем, то, что было непонятно раздувавшим истерику в СМИ журналистам и «сочувствующим», которые обсуждали их статьи в интернете, было с первых же дней очевидно любому медицинскому специалисту, хотя бы поверхностно знакомому с деталями трагических смертей:
- исходя из клинической картины, участия в деле нескольких разных клиник и врачей, а также того факта, что выжили пациенты, которым проводились наиболее простые и короткие операции (т.е. с малым количеством анестезии) – вероятной причиной был препарат, использовавшийся для наркоза.
Первыми эту версию в частном порядке стали прорабатывать сами пластические хирурги. Была инициирована экспертиза и независимая лаборатория действительно выявила в составе подозрительного препарата бактерии (в настоящее время в рамках уголовного дела проводятся дополнительные исследования, поэтому точное описание вредоносных агентов и механизма их действия раскрывать преждевременно). Результаты и заключение немедленно оказались в прокуратуре, параллельно к делу подключился Росздравнадзор.
Дальнейшие события в клинике РЖД уже не застали специалистов в расплох: хирурги, оперировавшие в «Медланже» смогли оперативно проконсультировать своих коллег и поделиться всей известной на тот момент информацией. Во многом именно благодаря этому новых трагедий удалось избежать. Попавшая под подозрение партия препарата была немедленно отозвана.
↑ Что известно о препарате-убийце?
- В настоящее время установлено, что виновник череды смертей – Пропофол Каби, популярный анестетик, который используется повсеместно, как в пластической, так и в общей хирургии. Это дорогой и качественный препарат австрийского производства, хорошо себя зарекомендовавший и на данный момент практически не имеющий достойных альтернатив.
- К самому действующему веществу у надзорных органов претензий нет, подозрения пали на одну конкретную серию. Официального ответа на вопрос о том, почему она стала смертельно опасной, пока не озвучено и строить предварительные версии мы не считаем правильным.
- К сожалению, выяснение истинных обстоятельств трагедии заняло довольно продолжительное время, и официальная информация об опасном препарате прошла лишь недавно (хотя неформально анестезиологи и хирурги распространяли ее и ранее). Остатки проблемной партии могли сохраниться на складах, но после соответствующего запрета вероятность их использования медиками крайне мала.
↑ Что будет дальше?
На фоне произошедшего вступил в силу Приказ Минздрава России от 31 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «пластическая хирургия», который существенно ужесточил положения своего предшественника – аналогичного Приказа от 2012 г. По мнению самих хирургов, новые «правила игры» могут привести к полному перестроению рынка и смене состава его участников.
Главные требования, которые планируется предъявлять к эстетическим клиникам – наличие собственного круглосуточно функционирующего рентгеновского кабинета, отделения анестезиологии-реанимации, клинико-диагностической лаборатории, трансфузиологического (переливание крови) кабинета и др. Причем, все они должны располагаться в пределах единого помещения медицинского центра – т.е. типичная на сегодня схема, когда клиника пластической хирургии отправляет пациентов на рентген в другое медучреждение, с которым у нее заключен соответствующий договор, работать больше не будет.
- В настоящее время оснащение подавляющего большинство российских эстетических клиник не отвечает положениям нового Приказа.
Вступивший в силу нормативный акт затронет в первую очередь вновь открывающиеся медцентры, а также те, где вскоре необходимо будет продлевать лицензию – без соответствия новым требованиям они просто не смогут начать/продолжать свою деятельность. Остальных ждут регулярные проверки на соответствие обновленным стандартам и жесткие меры в отношении нарушителей – вплоть до полного закрытия.
Таким образом, безопасность пластической хирургии в нашей стране выводится на новый, более высокий уровень. Цена этих изменений тоже высокая: клиники понесут серьезные финансовые потери, а многим обязательное переоборудование окажется и вовсе не по карману. Как следствие – вырастет стоимость услуг, причем чем больше игроков уйдет с рынка – тем меньше будет конкуренция, и тем дороже смогут продавать себя те, кто останется «в игре». Впрочем, думается, что большинство пациентов ради того, чтобы избежать ненужных рисков, готовы принять и неизбежное повышение цен, и сужение выбора – эта плата за собственное спокойствие особых вопросов не вызывает.
↑ Что делать в этой ситуации пациенту?
- Официально опасная серия Пропофола Каби, которая спровоцировала многочисленные осложнения и несколько смертей, изъята из обращения.
- Для большей уверенности тем, кто планирует операцию на ближайшее время, следует обсудить ситуацию со своим хирургом и анестезиологом: уточнить, в курсе ли они случившегося и выяснить, каким образом они планируют защитить себя и вас от возможных проблем.
- Поскольку первыми, кто столкнулся с опасным препаратом, были именно пластические хирурги, к текущему моменту большинство из них уже предприняли необходимые меры предосторожности ( в основном – закупили аналоги от других производителей, такие как Пропофол Липуро). Но с врачами других специальностей – общими хирургами, оперирующими травматологами и т.п. – этот вопрос необходимо проговорить особенно тщательно.
- Тем, для кого стоимость операции имеет определяющее значение, не следует затягивать: с большой вероятностью ближе к осени-зиме нас ждет заметное повышение цен на услуги пластических хирургов, вызванное неизбежными расходами на переоборудование клиник и снижением конкуренции в сегменте.
Отзывы и комментарии
«Ко мне ежедневно обращаются с просьбой исправить проблемы, возникшие в результате липофилинга»
«Я знаю, как исключить образование видимых шрамов после пластики груди»