Липоатрофия лица: 4 способа исправить ситуацию
Чаще всего мы стремимся избавиться от лишнего жира, прикладываем для этого немало усилий и радуемся результатам. Но бывает и обратная ситуация, когда отсутствие отложений нисколько не улучшает, а наоборот портит внешность.
Липоатрофия лица (синоним – липодистрофия) – это патологическое нарушение обменных процессов, в результате которого теряется объем на щеках и/или в области подбородка. Причинами могут стать как серьезные заболевания, так и банальная ошибка косметолога, но результат в обоих случаях крайне неприятный: страдает внешность. Обратимо ли такое состояние? Какие процедуры помогут вернуть здоровый вид? TecRussia.ru анализирует имеющуюся информацию и ищет оптимальное решение:
↑ Как выглядит липоатрофия и в чем ее причины
Деградация жировой ткани может происходить как стремительно, так и постепенно, в течение длительного времени – это зависит от факторов, вызвавших патологию. Внешне она проявляется как ямки на ранее гладких участках кожи. В отличие от естественных последствий старения, они возникают в самых неожиданных местах, могут быть как единичными, так и множественными, разной глубины, расположены асимметрично. В наиболее сложных случаях жировой слой «уходит» практически полностью, в результате лицо выглядит крайне истощенным, а сквозь кожу отчетливо проступают кости черепа.
В зависимости от причин, выделяют несколько видов атрофии липидной ткани:
- Врожденная прогрессирующая (болезнь Барракера-Симонса), при которой жир постепенно исчезает на лице, шее и в области грудной клетки. При этом объем нижней части наоборот растет. Все это сопровождается полиурией, гликозурией, акроцианозом и другими неприятными эффектами. Болезнь крайне редкая, в подавляющем большинстве случаев выявляется у пациентов женского пола, еще в детстве. Особая роль в ее возникновении отводится патологиям эндокринной системы (сбой функций гипофиза, тиреотоксикоз), наследственной предрасположенности. В числе провоцирующих факторов врачи называют тяжелые черепно-мозговые повреждения, генерализованные инфекции.
- Инсулиновая – возникает в результате введения плохо очищенного гормонального средства либо как следствие нетипичной реакции иммунной системы на него. Обычно развивается локально в зоне уколов, но иногда симптомы распространяются на более широкую область, в т.ч. на лицо.
- Результат воздействия Лонгидазы, Лидазы, других препаратов на основе гиалуронидазы, а также глюкокортикостероидов (Дипроспан и т.п.) – все эти средства используется в косметологии для лечения рубцов. При неоправданном применении или превышении дозировки они вызывают атрофические изменения в зоне инъекций.
- Липоатрофия у пациентов с ВИЧ-инфекцией. Возникает вледствие применения антиретровирусных лекарств, таких, как Ретровир и Зерит. Один из побочных эффектов у препаратов этой группы – перераспределение липидных отложений на лице и теле (например, впалые щеки могут сочетаться с выраженным избытком жира на шее).
- Результат тяжелых заболеваний – онкологических, аутоиммунных, хронических расстройств пищеварения т.п., а также мероприятий по их лечению, таких как химиотерапия. Атрофия в этих случаях может носить обратимый характер, но далеко не всегда это так: деформации зачастую остаются даже после полного выздоровления.
↑ Как восстановить внешность?
Главное, что беспокоит пациентов, столкнувшихся с недостатком жировой ткани на лице, – как устранить косметический дефект. Разумеется, первым шагом необходимо разобраться с причинами, вызвавшими неприятные изменения – и с этим могут возникнуть сложности. Инсулинозависимым необходимо использовать хорошо очищенные препараты, грамотно выполнять инъекции, качественно обрабатывать места уколов. У ВИЧ-инфицированных терапия заключается в замене проблемных лекарственных средств аналогами – но, к сожалению, это далеко не всегда дает желаемый эффект. Для болезни Барракера-Симонса специфического лечения и вовсе не существует. Восстановить ткани, разрушенные в результате инъекций противорубцовых препаратов тоже невозможно.
Впрочем, в той или иной мере исправить ситуацию с помощью методов эстетической косметологии и хирургии можно даже в тех случаях, когда проблемные факторы не устранены, однако продолжительность и стабильность эффекта будет заметно меньшей. Далее разберем каждый из способов восстановить утраченный объем лица:
↑ Липофилинг
Эта хирургическая манипуляция заключается в перемещении собственных тканей пациента – жир забирается с одних участков тела (чаще всего с внутренней поверхности бедра или с живота), после чего очищается и закачивается в проблемные атрофические зоны. Основные преимущества:
- малая травматичность с непродолжительным восстановительным периодом;
- пересаживаемые клетки родственны организму, поэтому не отторгаются;
- внешне лицо выглядит максимально естественно, без отеков и без каких либо следов вмешательства;
- см. также статью «Липофилинг лица».
Недостатки в том, что для хорошего результата необходима серия из нескольких процедур, каждая из которых стоит достаточно дорого. Кроме того, при выраженной липоатрофии пересаженные ткани плохо приживаются и эстетический результат держится крайне недолго. В частности, из-за малой эффективности методика считается полностью нецелесообразной для применения у ВИЧ-инфицированных пациентов, проходящих ретровирусную терапию.
↑ Контурная пластика
Заключается в подкожном введении плотных синтетических гелей – филлеров, с помощью которых можно заполнить возникшие атрофические ямки, вернуть лицу необходимый объем и выровнять его рельеф. Преимущества этой методики:
- хорошо прогнозируемый результат – препарат остается в обработанной зоне и выводится лишь спустя продолжительное время, его миграция в тканях практически исключена;
- устойчивость – в отличие от жировых клеток, филлеры мало подвержены влиянию внутренних факторов и полученный объем сохранится даже если липоатрофические процессы в организме продолжаются.
Существенных недостатков нет, кроме ограниченного времени действия – даже самые плотные и устойчивые препараты стоят не более 1,5-2 лет, после чего процедуру необходимо будет повторить.
При устранении последствий липодистрофии применяется несколько видов гелевых препаратов:
- На основе коллагена – бычьего, свиного или человеческого (Эволенс, Космопласт). В настоящее время считаются устаревшими, отличаются краткосрочным эффектом – 3-5 месяцев – и могут провоцировать аллергические реакции.
- На основе гиалуроновой кислоты – специфические плотные филлеры, такие как Ювидерм Волюма (аналоги есть в большинстве линеек ведущих производителей). Наиболее безопасный и прогнозируемый вариант, редко вызывают осложнения, оптимально подходят для устранения легкой и умеренной липоатрофии лица.
- На основе гидроксиапатита кальция – компонента, содержащегося в естественном виде в костях и зубах человека. Самый известный представитель – Радиесс.
- С содержанием поли-L-молочной кислоты (ПЛМК) – биосовместимого с организмом человека полимера. Результат держится до 24 месяцев. Основной препарат этой группы – Скульптра – активно используется для коррекции липоатрофии, связанной с ВИЧ-инфекцией, и считается оптимальным для надежного и долгосрочного восстановления объема у этой категории пациентов.
- АртеФилл – синтетический гель на основе полиметил-метакрилатовых микросфер (ПММА) – искусственного полимера с высокими показателями биосовместимости. Дополнительно в состав входит бычий коллаген. Главное преимущество – продолжительный эффект, который в отдельных случаях сохраняется более 5 лет. Недостатки – вероятность аллергии из-за содержания животного белка, а также малая распространенность в РФ: найти косметолога, умеющего и регулярно работающего с этим филлером будет крайне сложно.
- Долгое время для контурной пластики при атрофии подкожного жирового слоя применялись также нерассасывающиеся препараты на основе синтетических полимеров. Их действие постоянно и не ограничено по времени, но сопровождается большим количеством побочных эффектов и повышенным риском осложнений (таких как сильная миграция геля и воспалительные процессы в зоне введения). Даже в конце прошлого века такие средства использовались лишь при выраженных признаках липодистрофии у пациентов старше 55 лет – обмен веществ у них замедленный, что уменьшает вероятность развития негативных последствий. В настоящее время в большинстве стран мира применение подобных наполнителей прямо запрещено.
↑ Хирургическая трансплантация
В отличие от липофилинга, пересаживаются не отдельные клетки, а цельные жировые лоскуты. Риск отторжения небольшой, но сама операция более травматичная, проводится под общим наркозом, требует пребывания в стационаре, имеет восстановительный период и сопровождается разрезами с последующим формированием шрамов как в донорской зоне, так и в лицевой. Проводится в основном для устранения серьезных врожденных или приобретенных деформаций.
↑ Установка имплантов
Специальные эндопротезы из медицинского силикона подобные тем, с помощью которых увеличивают грудь и ягодицы, применяются для формирования объема в скулах и подбородке при наличии особенно глубоких атрофических участков. Операция может проводиться под местной анестезией, через небольшие разрезы, а для наилучшего эффекта ее целесообразно дополнять филлерами или липофилингом. Вместе с тем, у нее есть свои недостатки – риски инфицирования и воспалений, что особенно опасно для ВИЧ-положительных пациентов, а также формирования фиброзной контрактуры вокруг импланта.
↑ Какие можно сделать выводы
Липоатрофия лица лучше всего поддается коррекции, когда полностью устранена ее исходная причина. Оптимальный вариант исправить эстетические дефекты – липофилинг или введение синтетических рассасывающихся гелей (в зависимости от степени деформации тканей). К сожалению, такие процедуры обойдутся очень недешево, поскольку для полноценного результата необходимо большое количество филлера и/или курс из нескольких сеансов.
Использованные материалы:
|
Отзывы и комментарии
«Ко мне ежедневно обращаются с просьбой исправить проблемы, возникшие в результате липофилинга»
«Я знаю, как исключить образование видимых шрамов после пластики груди»